Размер шрифта: A A A Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Воскресенье, 28.05.2017, 03:58
Приветствую Вас, Гость

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА

«Создание условий получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города Волгодонска»

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые школы - мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, достигшие определенного уровня экономического, культурного, правового развития, и конечно наша Россия. Безусловно, наш город не может оставаться вне этих мировых тенденций развития. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Образовательный комплекс города Волгодонска представлен 66 организациями, из которых 37 организаций дошкольного образования, 20 - общеобразовательных, 8 организаций дополнительного образования детей и 1 центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

В настоящее время в муниципальных образовательных учреждениях обучается 786 детей с ограниченными возможностями здоровья и 180 детей-инвалидов. В системе образования ведется целенаправленная работа по обеспечению доступности получения образования такими детьми.

Системообразующим компонентом психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельность городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). По направлению образовательных учреждений специалисты ПМПК проводят комплексное обследование индивидуальных особенностей детей, выявление их образовательных и социальных потребностей, рисков и ограничений адаптации и социализации. На основании результатов обследования определяется оптимальный образовательный маршрут детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная программа, характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Особая роль по информационно-методическому обеспечению инклюзивного образования, оказанию методической помощи специалистам образовательных учреждений по сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью отводится центру психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония». В 2016 году специалистами центра организовано психолого-педагогическое сопровождение 39 детей с ОВЗ и инвалидностью посредством проведения коррекционно-реабилитационных занятий. На базе Центра организована работа городского семейного клуба для родителей детей-инвалидов со сложной структурой дефекта, направленная на оказание всесторонней психолого-педагогической помощи по вопросам оптимизации воспитания и социализации их детей, обеспечения эффективного взаимодействия родителей и специалистов системы образования города. В штатное расписание центра введены ставки сурдопедагога и тифлопедагога, что позволяет оказывать необходимую помощь обучающимся с нарушениями слуха и зрения.

В муниципальной системе образования ведется активная работа по внедрению технологий и методов работы по ранней помощи детям в возрасте до 3-х лет. Служба ранней помощи для детей с нарушениями речи и интеллекта функционирует на базе центра «Гармония», а для детей с нарушениями слуха и зрения - на базе детского сада «Одуванчик».

В дошкольном образовательном пространстве созданы специальные образовательные условия для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

В МБДОУ ДС «Колокольчик» г.Волгодонска организована работа 3-х групп компенсирующей направленности, в том числе 2-х логопедических групп и 1 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Вход в группу оборудован пандусами, поручнями, мебель и специальные игрушки отвечают санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей. Для передвижения воспитанников используются коляски, ходунки, поручни, ручки-скобки. Для развития и оздоровления детей, организации образовательного процесса и коррекционной помощи оборудованы логопедические кабинеты, кабинет педагога-психолога, медицинский блок, сауна, бассейн. С воспитанниками работают медицинские сестры по массажу, физио-процедурам и лечебной физкультуре.

В МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска организована работа 4 групп компенсирующей направленности, в том числе: 1 группы для детей с нарушением зрения, 1 группы для детей с нарушением слуха, 2-х логопедических групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. В детском саду создана доступная среда для организации образовательного процесса, которая включает специально оборудованные группы для воспитанников, логопедические и дефектологические кабинеты, кабинет педагога-психолога. С воспитанниками работают учителя-логопеды, тифлопедагог, сурдопедагог. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности кабинет учителя-дефектолога (сурдопедагога) оснащён специальными техническими средствами, звукоусиливающей аппаратурой – комплексом «Аудиокласс-06» для обучения детей, имеющих нарушения слуха. Для детей с нарушениями зрения кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога) оснащён оптическими средствами различного вида: лупами, очками, тактильным панно, вертикальными подставками для чтения и письма, монохромной учебной доской, дополнительным освещением.

В МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска получают образование дети с нарушениями интеллекта, организована работа 7 групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, в том числе функционируют 2 группы кратковременного пребывания для детей с сочетанными нарушениями в развитии. С детьми работают педагоги, имеющие дефектологическое образование.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи организована работа 43 логопедических групп в 18-ти дошкольных образовательных учреждениях, в том числе 11-ти логопедических групп - в детском саду «Тополек», где обучение детей начинается с 4-летнего возраста.

Система образования города обеспечивает преемственность дошкольных и общеобразовательных учреждений. Выпускники детских садов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеют возможность продолжать обучение в школах, где созданы соответствующие особые образовательные условия.

Государственная программа «Доступная среда» реализуется в 6 общеобразовательных учреждениях города: МБОУ СШ №9 имени И.Ф.Учаева, МБОУ СШ №11, МБОУ СШ №15, МБОУ СШ №21, МБОУ СШ «Центр образования», МБОУ «Лицей №24», и с 2016 года создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов в МБДОУ ДС «Одуванчик» г.Волгодонска и МБУДО «Центр «Радуга» г.Волгодонска.

В 2016-2017 учебном году в школах предоставлена возможность получения инклюзивного образования 27 детям с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и 26 детей обучается интегрировано по адаптированным образовательным программам (20 чел. – по программам для детей с задержкой психического развития, 1чел. – по программе для детей с умственной отсталостью и 5 чел. с множественными нарушениями в развитии обучается по специальным индивидуальным программам развития (СИПР). Организация обучения детей-инвалидов в обычных общеобразовательных учреждениях, преимущественно по месту жительства, позволяет избежать помещения их на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками. Это способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

При прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования выпускники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе выбирать форму прохождения ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ).

В 2016 году 4 выпускника 11 классов с инвалидностью успешно прошли государственную итоговую аттестацию и поступили в высшие и средние специальные учебные заведения. 7 выпускников с ограниченными возможностями здоровья 9-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений также успешно прошли итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена, из них 6 выпускников продолжают обучение по программам среднего профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях г.Волгодонска, а один выпускник получает среднее общее образование в школе.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют возможность получать дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования города в различных кружках, секциях. Так, например, на базе МБУДО «Центр «Радуга» г.Волгодонска реализуются для 21 ребенка с инвалидностью и 1 ребенка с ОВЗ специальные программы, направленные на развитие личности ребенка средствами музыкального искусства, художественного творчества, взаимодействия ребенка со специально подготовленными собаками. В Центре детского творчества 215 детей с ограниченными возможностями здоровья и 92 с инвалидностью занимаются в кружках различной направленности (декоративно-прикладное искусство, фольклор, хореография, лепка, бисероплетение и др.). Основным принципом работы педагогического коллектива Центра стал принцип «Ограниченное здоровье и неограниченные способности», поэтому большое внимание уделяется развитию творческих способностей, социальной адаптации воспитанников данных категорий.

Важнейшим условием эффективности интегрированного и инклюзивного образования является ресурсное обеспечение. Коррекционно-развивающую деятельность с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами осуществляют 63 учителя-логопеда, 66 педагогов-психологов, 12 учителей-дефектологов.

Система помощи детям с проблемами в развитии предусматривает взаимодействие специалистов, как в условиях отдельного учреждения, так и в межведомственном пространстве муниципалитета. Образовательные учреждения города взаимодействуют с социально ориентированными городскими общественными организациями инвалидов, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, Бюро МСЭ. Два государственных образовательных учреждения: ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат №14 (для детей с нарушениями интеллекта) и Волгодонская специальная школа-интернат "Восхождение" (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП) являются достаточно весомым методическим ресурсом в практике инклюзивного образования: оказывают методическую помощь муниципальным образовательным учреждениям по составлению учебных планов, образовательных программ.

Система образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в городе постоянно расширяется и совершенствуется. Ближайшими перспективами ее развития, повышения качества образовательных услуг являются:
-совершенствование системы раннего выявления детей с проблемами развития и оказания им своевременной помощи;
-организация деятельности общеобразовательных учреждений по введению в этом учебном году Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-совершенствование разнообразных форм повышения профессионального мастерства педагогических работников в инклюзивной практике.