«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Статья 1
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Статья 1
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
«Создание условий получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования города Волгодонска»
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые школы - мировой процесс. Инклюзивное образование – это такое обучение и воспитание, при которых все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же образовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Система образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в городе постоянно расширяется и совершенствуется.
Образовательный комплекс города Волгодонска представлен 62 организациями, из которых 35 организаций дошкольного образования, 20 - общеобразовательных, 6 организаций дополнительного образования детей и 1 центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В дошкольном образовательном пространстве созданы специальные образовательные условия для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
В школах города обучаются дети различных категорий детей с ОВЗ и инвалидностью: с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, слабовидящие, слепые, с нарушение опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие и слабослышащие, с иными особенностями.
Условия для дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью
Дополнительные бразовательные программы реализуются 19 общеобразовательными учреждениями и 6 учреждениями дополнительного образования, подведомственными Управлению образования г.Волгодонска. В 19 общеобразовательных учреждениях по программам дополнительного образования занимаются 94 обучающихся с ОВЗ; в 3 учреждениях дополнительного образования занимается 133 ребенка с инвалидностью и ОВЗ.
В зданиях 11 школ - МБОУ СШ №1 г.Волгодонска, МБОУ СШ №5 г.Волгодонска, МБОУ СШ №8 г.Волгодонска, МБОУ СШ №9 г.Волгодонска, МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска, МБОУ СШ №11 г.Волгодонска, МБОУ СШ №12 г.Волгодонска, МБОУ СШ №15 г.Волгодонска, МБОУ СШ №21 г.Волгодонска, МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска, МБОУ «Гимназия №1 «Юнона» г.Волгодонска, а так же в зданиях учреждений дополнительного образования: МБУДО «ЦДТ» г.Волгдонска, МБУДО «Центр «Радуга» г.Волгодонска и клуб «Фобос» (подразделение МБУДО «СЮТ» г.Волгодонска) имеется архитектурная доступность.
Здания остальных учреждений признаны как условно доступные объекты. В зданиях всех образовательных учреждений имеются кнопки вызова дежурного персонала с информационным сопровождением (знак и информация о назначении кнопки). В каждом учреждении приказом назначено ответственное лицо за оказание ситуационной помощи инвалидам и обеспечение работоспособности кнопки.
Обеспечение питанием детей с ОВЗ и инвалидностью